
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние
на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире
профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, –
подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах
деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные
особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры,
просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее). Представления о профессиях у
ребёнка 7-10 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых
узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в
повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок
систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно
рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней
информацией. Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями
тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает
экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и
технический персонал. Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить
первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые
понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды
деятельности посредством игры и прочих методов. Качественная профориентационная работа в
начальной школе позволяет решать такие задачи: воспитывать уважительное отношение к людям,
занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения; формировать
понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов
деятельности; приучать выполнять свою работу качественно; мотивировать к учебе и труду
посредством применения познавательных и профориентационных методик; развивать творческие
способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и
целенаправленной и самое главное интересная детям.
20 декабря в третьем классе начальной школы прошло яркое и интересное профориентационное
мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны!».
Третьеклассники читали стихи и пословицы, пели песни, участвовали в инсценировках,
танцевали.
В начале мероприятия ребята обратились к определению слова «профессия».
На классном часе ребята говорили об особенностях профессий архитектора и строителя, пилота
и стюардессы, моряка и военного, учителя и врача. Не забыли о профессиях родителей, бабушек и
дедушек. В конце мероприятия дети сделали вывод, что профессий много интересных, нужных и
важных. И выбрать надо такую, чтобы она приносила радость и удовольствие.